lauryn38 (laureen38) wrote,
lauryn38
laureen38

Записки из Мьянмы

Решила таки написать о Бирме того времени, когда страна еще была совсем закрытой и путешественников или бэкпеккеров можно было по пальцам пересчитать, а песни Джорджа Майкла исполнялись на Бирманском так как английский был запрещен. Надо сказать, что поехать мы решили после просмотра фильма Рангун с Патрисией Аркет, где она попала в жуткую бойню в этой прекрасной, но неспокойной тогда стране. Шел 2001 год.

Мы были молодые, рукзаки уже имелись после походов по джунглям Тайланда и Камбоджи. Купили Лонели Плэнет на английском, на французском его тогда и не существовало, не говоря уже об интернете и заказе чего бы там ни было он лайн. Посмотрели карты, проделали себе маршрут: Янгун (тогдашнее название Рангуна), Баган и озеро Инле с Нгапали Бич напоследок. Летели мы туда из Тайланда Тайскими же авиалиниями. Перелет из Бангкока в Янгун совсем быстрый, пролетел за пять минут за разговорами и чтением путеводителей. Прошу прощения за качество фото. Тогда фотографии делались я уже и не помню на какой аппарат и затем мною бережно сканировались дабы их отцифровать. В общем хочется просто вспомнить, как это было.
Рангун, к сожалению, мало снимали, а жаль. У меня осталось куча визуальных воспоминаний об "улице гвоздей", где по длине улице сидели бедно одетые ремесленники в "юбках" (мужчины носят такие саронги, дальше покажу) и продавали только гвозди. На другой улице продавали только мыло например. Это было очень странно. Туристов мы не видели. Пару раз услышали английскую речь с австралийским акцентом на рынке в центре города. Гостиницей то, куда мы попали, назвать было сложно. Это был старинный колониальный полуразвалившийся дом в несколько этажей недалеко от Сулле Пая. Почему-то стиль дома казался мне каким-то Индийским, хотя в Индию я попала значительно позже, чем в Бирму. Удобства в "отеле" оказались достаточно примитивными и в осовном на этаже. Мы пошли осматривать город, в котором, надо отметить, немало парков и зеленых насаждений. Шведагон Пайя - что-то абсолютно невероятное, все покрытое золотом. На территории пагоды нужно ходить босиком, кстати на полу достаточно чисто, даже очень чисто. Встречаются люди в традиционных одеждах. Многие в Мьянме одеты в национальные одежды. Об этом я еще расскажу и покажу.




Монахи в Бирме носят вот такое вишневого цвета одеяние.


Жаль, что я не сфотографировала город. Тогда он был очень интересным, с кинотеатрами, где можно было посмотреть Индийские фильмы, разбитыми киосками, торгующими овощами, фруктами и всем подряд. Кстати, и тротуаров как таковых тоже не было, и на улице грязновато, идешь местами не по асфальту, а просто месишь какой-то песок на земле.

Тогда еще не сподобилась я фотографировать еду, но помню, что ели мы что-то типа Индийского Бирьяни из риса, причем все вокруг нас ели руками и мыли их потом под краном с холодной водой.
Следующим номером нашей программы был Баган. Поехали мы туда на автобусе. Автобус старый и убитый, шел он практически пол дня и ночь. Спать было совершенно невозможно. Кругом сидели люди, даже в проходе, рядом с нами была девушка, которую тошнило, и она постоянно подносила к губам полиэтиленовый пакет, а потом сильно кашляла. Окна были открыты всю ночь не потому, что жарко, а просто не закрывались. Во всем автобусе из иностранцев только мы и еще один австралиец.
Во время путешествия автобус три раза останавливался просто так, один раз потому, что сломался, и два других чтобы среди ночи поесть риса с ничегойчиком в противном и липком киоске. Мясо в виде каких-то жутких жуков, сыпалось с крыши. При этом я не помню, чтобы мы хоть раз отравились или заболели.

В Баган приехали рано утром. Такси приехало на чем-то вроде буйвола. Машин мало и только старенькие. Надо сказать, что из транспорта в Багане существуют велорикши, пешие рикши, когда человек просто впрягается как лошадь и везет тебя пешком. Я никогда не садилась на такие. Мне было очень жалко людей, вынужденных выполнять такую работу. Еще одним из видов транспорта были бирманские буйволы, что-то вроде вот этих животных.

Гест хаусы мы заранее не заказывали, да и сложно было тогда это сделать. Мы просто шли в первый, понравившийся нам по описанию Лонели Плэнет и если там мест не было, то шли с рюкзаками в следующий. Всю ночь не спавши, тем не менее, не спать же сюда приехали, потопали мы сразу смотреть храмы.



В каждом храме Багана, а их там несметное множество, сидят местные мальчишки и продают сувениры. Из сувениров это в основном марионетки или картины на холстах с видами Багана. Вечером в Багане тишина, о дискотеках и других развлечениях речи быть не может. Света нет, пробираешься себе впотьмах к своему гест хаусу... Я помню, как я балдела от одежд женщин. Они же были в восторге от джинсов и футболок. Надо сказать, что обмен мы совершили в тот вечер в Багане. Девушка, торговавшая марионетками на обочине дороги, получила мои джинсы, а я ее саронг. И все были довольны. Вообще в Бирме, как когда-то у нас в России, многие никогда не видели иностранцев, людей с другим разрезом глаз и иным цветом кожи. Многие просто хотели нас потрогать. Люди в Мьянме потрясающие, аутентичные, как дети, добрые и искренние. Многие говорят по-английски и общаться можно на достаточно неплохом уровне.
После Багана, к которому мы прикипели душой, мы решили ехать на озеро Инле. Путь был долгим и снова трястись по ухабам в тошнотном автобусе, где все жуют красные бетели с банановыми листьями и плюют на пол, тошнят и открывают окна среди ночи, мы таки начали думать снять машину с водителем. Что мы и сделали. Водителя было два. Машина такая же убитая, как и автобус. Пока один водитель вел, второй спал как вы думаете где? Да, в багажнике. Чтобы обогнать впереди едущую машину, сигналить не обязательно, особенно если сигналка не работает, можно просто свистнуть и махнуть ластой рукой в окно. Такого странного, не подлежащего никаким правилам вождения, я еще нигде не видела.
Когда мы наконец дотряслись до пункта назначения, а именно деревни Ньянг Шве, все мышцы у нас болели, мы едва могли ходить, ноги затекли, руки отнялись.
Озеро находится на 800 метрах над уровнем моря среди живописных гор. Люди живут в домиках на сваях прямо в озере. Домики бедные, а питаются они подножным кормом, живут ловлей рыбы, сбором растений вокруг озера. В деревне есть рынки. Чего только там не продают.


В Бирме, как я уже отмечала выше, мужчины жуют бетель. Он оказывает слабое, но достаточно ощутимое наркотическое действие. Из листа делают сверток, внутри которого находятся орех арека, известь (чтобы стимулировать выделение слюны), пряности и другие местные ингредиенты. Бетелевую жвачку жуют сразу же или закладывают между щекой и десной, где она может находиться в течение нескольких часов, даже во время сна.Это растение продают свободно на рынках. Я не смогла попробовать его из-за цвета. Зубы от этого жевания становятся красными, как у вампира и рот похож на зияющую кровавую рану. Выглядит страшновато. Во время жевания, люди поплевывают направо-налево, что выглядит абсолютно естесственно, в виде эдаких красных точек на земле.
Популярность бетеля объясняется многими причинами. Во-первых, Piper betle растет в районах с влажным жарким климатом; там он дешев и доступен для всех.
Во-вторых, ингредиенты бетелевой смеси обладают особыми фармакологическими свойствами, в частности, способностью успокаивать чувство голода и боль, повышать настроение, вызывать прилив бодрости. Бетель давали мальчикам перед обрезанием, вдовам в Индии - перед тем, как отправить их на погребальный костёр (обычай «сати»), в Китае преступникам - перед казнью.
Оказывается, длительное жевание бетеля может быть опасным для жизни и здоровья. Чернеют зубы и могут воспалиться дёсны. Известно, что у жующих бетель слизистая оболочка рта приобретает характерный тёмно-красный цвет и нередко сморщивается. Иногда происходит «рубцевание тканей слизистой и развивается хроническое заболевание», называемое подслизистым фиброзом полости рта. Жевание бетеля увеличивает риск развития одной из форм рака ротовой полости − плоскоклеточной карциномы, которая также может возникнуть на задней стенке глотки. Это подтверждает большой процент страдающих данным заболеванием среди взрослых жителей Юго-Восточной Азии.



Кроме беттеля, на рынке продают все подряд, что растет вокруг.





Если посмотреть на фото женщин, можно заметить белые пятна или даже рисунки в виде листьев или цветов белым цветом на их щеках. Многие женщины делают это в Бирме. Как мы поняли, это защита от солнца, хорошо для кожи и просто считается красивым. Это своего рода древесная пыль, разведенная в воде. Она называется Танака. Специальное дерево натирается и разводится водой. Бирманки могут рисовать танакой невероятные узоры на лицах, и при этом, считается, что кожа не стягивается, а становится эластичнее и поэтому, используется танака и как питательный крем и как своеобразное украшение.


Иногда даже детей мажут танакой.


Дети в Бирме удивидтельные, они подходят, робко здороваются и позируют, если их фотографировать. Ну а уж подарив им ручку или ластик из Европы, можно подружиться с ними навсегда. Их радости нет предела.
Во время походов по джунглям и встречая людей в деревеньках, мы пробовали лепешки местного производства.

На улицах проходили различного рода карнавалы, что было безумно интересно просто наблюдать.

Отель, или точнее гест хаус, где мы жили, назывался гостиница 4ех сестер. Его действительно содержали 4 сестры. Они же готовили завтрак и по желанию и ужин. Кроме них, в отель еще наведовались их родственники. Еще у нас был гид, он на фото справа. Кстати, он постоянно жевал бетель и когда улыбался, рот его был черно-красным.

Гид возил нас на рынки, мы катались с ним по озеру и наблюдали сцены из другого мира. Казалось, будто время остановилось, и только воздух, которых можно потрогать, запах воды озера, трав и пронзительно голубое небо.
А в центре озера застыл рыбак как будто вечность опрокинулась на него.
Так можно было сидеть в лодке долго и забывать обо всем вокруг. Момент единения с природой и миром.




Интересно наблюдать, как гребут веслом при помощи ноги стоя





Бирманцы буддисты. На воде можно встретить вот такие потрясающие пагоды. Когда они отражаются в озере, кажется, что находишься в трехмерной реальности. При этом тишина и спокойствие, ни веточка не шелохнется.


Все это можно видеть тихо проплывая на лодке и ничем не нарушая это умиротворение, царящее вокруг.


В Бирманских деревнях интересно наблюдать за школьниками. Их формы чем-то напоминают пионерские галстуки и белый верх, темный низ. Хотя внизу у девочек и мальчиков традиционные юбки.


Ну и на закуску немного моря в районе Нгапали. Вот где тогда нельзя было встретить ни души. Лежи себе на пляже, ты центр вселенной. Вся эта красота принадлежит тебе.





Tags: Баган, Бирма, Инле, Мьянма, Рангун, Янгун
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments